28 октября 2021

Предпроект для веб-сервиса — концепция. Часть 1.

5 минут

Разработка концепции сайта

Этап создания предпроектной документации — часть 1.
Данная фаза распространяется также на мобильные приложения.

Фаза описания стандартов документации

Составляются списки критериев по которым будут формироваться сопутствующие материалы, проводиться исследования и приниматься предпроект.

  • Формат документа
  • Шаги
  • Сроки
  • Поставленные цели
  • Постановка плана для реализации задач
  • Инструменты

План работ по предпроекту

Что такое предпроект? Предпроектная документация — это набор инструкций отражающих концепции проекта и бизнес-логику будущего веб-сервиса, чтобы достигать релевантные и прогнозируемые результаты.

Ведь без подробного чертежа на руках здание построить качественно невозможно.

Абсолютно тоже самое и в сфере разработки сайтов!

Почему для любого большого и серьзного веб-проекта 100% нужен предпроект? 3 причины!

A. Гарантирует достижение контролируемого результата

Четкое описание задач, изучение целевой аудитории, запросов рынка, сценариев
взаимодействия пользователей с сайтом определяет конкретные прогнозируемые
результаты.

B. Экономия денег и времени

Исправить ошибку или добавить что-то новое намного проще и дешевле при проектировании, чем изменять блоки
сайта на дизайна-этапе, frontend-разработки или backend-программирования.

C. Эффективное разделение работ

Проектная документация — это самодостаточный документ. Это подробная
инструкция по реализации проекта и использованию креативов.

С ним будет считаться любая команда разработчиков. При финальной сдаче
проекта происходит как правило сверка с предпроектом.

Основные части предпроекта

1. Формирование целей проекта

Целеполагание определяет зачем разрабатывается веб-сервис, каких результатов необходимо достичь, какие потенциальные потребности рынка он закрывает.

Это фундамент, от которого зависит дальнейшая судьба проекта.

При реализации дальнейших шагов мы всегда должны оборачиваться и вспоминать о поставленных целях, как при бизнес-моделировании, так и при создании графического интерфейса сервиса, разработка нового функционала или изменении веб-шаблонов.

Это абсолютно здоровая ситуация, когда в рамках каждой задачи задавать вопрос: «То, что мы делаем соответствует изначально поставленным целям или нет?»

Для достижения максимального эффекта цели должны формулироваться конкретно и понятно.
В перспективе возвращаясь к прописанным целям можно будет произвести оценку составленного предроекта, разработки веб-сервиса, ввод его в эксплуатацию и дальнейшее сопровождение с усовершенствованиями.

В зависимости от поставленных целей формируется план и задачи их достижения при создании сайта.

Базовый предпроектный анализ

Исследуются материалы и различные показатели по следующим пунктам:

  • Ниша рынка, среда где будет размещен веб-ресурс
  • Портрет целевого клиента
  • Тренды UX / UI концепций выбранной сферы
  • Изучение материалов и ресурсов конкурентов / лидеров ниши
  • Опыт схожих компаний
  • Анализ маркетинговых материалов компании заказчика
  • Оптимальные и современные технологические решения для реализации проекта
  • Перспективные планы развития отрасли

Основные части предпроекта

2. Исследование контекста (или ситуационный анализ)

Сбор и анализ информации для интеграции продукта в реалии рынка и технической упаковки веб-сервиса.

Понимание контекста позволяет понимать «боли» целевую аудиторию и отталкивая от них разрабатывать сайт под потребителя: подходы в позиционировании, формат контента, который будет на нем присутствовать, какая коммуникативная стратегия (на каком языке он будет общаться с ЦА) будет выбрана, чем проект будет отличаться от конкурентов.

Применяются различные методы анализа и предметы исследования, их мы опишем ниже.

Методы исследования

На предпроекте выделяют набор методов исследования подходящие конкретному проекту. На предпроекте выделяют набор методов исследования подходящие конкретному проекту.

Для некоторых видов проектов полевые исследования ни к чему, данных может быть достаточно в открытых источниках.

Количество инструментария может как увеличиваться, так и уменьшаться при проектировании.

Кабинетные методы исследования:

  • Статьи
  • Публикации
  • Социальные сети
  • Опросы
  • Брифование
  • Общая аналитика
  • Веб-аудит
  • Тренды
  • Мнения экспертов
  • Изучение маркетинговых материалов и референсов на базе существующего опыта заказчика

Полевые методы исследования:

проводятся опционально, в зависимости от сложности проекта

  • Интервьюирование представителей компании
  • Аудит взаимодействия с аудиторией
  • Интервьюирование ЦА
  • Эксперименты
  • Проведение опросов и анкетирования

Предмет исследования

В данной схеме использованы различные предметы исследования, помогающие сформировать картину проекта.

Результаты данного исследования используются на этапе концепции и моделирования сайта.

На базовый анализ, в среднем, уходит от 5 до 15 рабочих дней (в отдельных случаях до 20 дней).

Анализ проводит менеджер проекта и помощник.

Собирается и группируется информация, проставляются комментарии, формируются выводы.

Продукт / Услуга

  • Уникальность
  • Решаемая проблема
  • Процесс потребления
  • Ассортимент
  • Сопутствующие товары
  • Цена / Себестоимость
  • Требования / Ожидания / Стереотипы
  • Отзывы

Рынок

  • Особенности
  • Тенденции
  • Емкость рынка и доля компании
  • Спрос
  • Сегментация

Конкурентная среда

  • Основные конкуренты
  • Смежные конкуренты
  • Преимущества и недостатки
  • Политика (ценовая, товарная)
  • Пять уровней позиционирования
  • Маркетинговая активность (список каналов)
  • Цветографическая диаграмма
  • Анализ online среды

Конкурентный рынок

  • Основные конкуренты
  • Смежные конкуренты
  • Преимущества и недостатки
  • Политика (ценовая, товарная)
  • Пять уровней позиционирования
  • Маркетинговая активность (список каналов)
  • Цветографическая диаграмма
  • Анализ online среды

Изучение компании

  • Общее описание и имидж компании
  • Направление деятельности
  • История
  • Проблемы, сильные и слабые стороны
  • Цель / Стратегия / Миссия / Видение
  • Уникальные торговые предложения конкурентов
  • Позиционирование

Зарубежные аналоги

  • Общее описание
  • Выявление трендов
  • Полезные нюансы

Целевая аудитория

  • Группы потребителей
  • Портрет потребителей
  • Поведение потребителей
  • Мотивы покупки
  • Группы влияние
  • Основные каналы взаимодействия

Основные части предпроекта

3. Создание концепции

Полученную информацию из предыдущих этапов превращают в концепцию.

Для некоторых видов проектов полевые исследования ни к чему, данных может быть достаточно в открытых источниках.

Количество инструментария может как увеличиваться, так и уменьшаться при проектировании.

  • Какой веб-сервисы мы делаем, для кого — общая идея и целевая аудитория
  • Как веб-проект будет монетизироваться (если у проекта предполагается прямая монетизация)
  • Как он будет позиционироваться
  • Как сайт будет работать и какую информацию содержать
  • Каковы будут отличительные особенности сайта (от конкурентов)
  • Как сайт будет развиваться после запуска.

Концепция задает направление проектированию и помогает, аналогично видению, ещё раз состыковать точки зрения на проект.